Очень часто владельцы небольших магазинов сталкиваются с ситуацией, когда каждый продавец, товаровед или администратор выкладывают товар на прилавках, ориентируясь на свой вкус, знания и умения. Получается неразбериха, у торговой точки отсутствует единый образ, на наведение порядка в магазине нужно время, но новая смена делает все по-своему, да и люди могут увольняться, и все начинается сначала. Как же привести в порядок выкладку в магазине? Как сделать так, чтобы полки в разных отделах были оформлены одинаково, по единому стандарту?
Руководству магазина необходимо разработать и внедрить в пользование документ под названием Стандарт мерчендайзинга.
Стандрат мерчендайзинга – корпоративный документ, который служит поддержке системы мерчендайзинга в конкретной торговой точке. Иными словами, Стандарт мерчендайзинга – это установленный руководством магазина свод правил относительно размещения товаров в данной торговой точке.
Основные цели разработки и принятия Стандарта мерчендайзинга:
- Выработать и четко сформулировать перечень требований к системе мерчендайзинга с учетом специфики товара, особенностей покупателей, возможностей поставщиков и концепции магазина;
- Предоставить персоналу компании единые стандарты системы мерчендайзинга в конкретной торговой точке;
- Проводить оценку действий сотрудников по поддержанию системы мерчендайзинга в магазине;
- Исключить конфликт поставщиков и коммерческой политики магазина.
- Соблюдения разнообразных стандартов можно требовать только при их наличии. То есть, если директор вводит определенный тип выкладки как приоритетный, то он должен свои требования к персоналу каким-либо образом прописать и закрепить. Именно поэтому наличие в магазине такого документа, как Стандарт мерчендайзинга, поможет администрации соблюдать порядок на полках и прилавках магазина.
В Стандарте мерчендайзинга содержатся:
- Правила, требования, рекомендации по наличию и размещению товаров в торговом зале
- Типовые планограммы размещения торгового оборудования
- Типовые планограммы выкладки товаров с комментариями
Содержание Стандарта мерчендайзинга:
1. Общие положения:
- Общие правила мерчендайзинга для конкретной торговой точки и тех товаров, которыми она торгует;
- Правила по эффективному запасу товаров в торговом зале;
- Портрет типичного покупателя, все основные категории Ваших покупателей;
- Основные товарные категории, которыми торгует магазин, принципы формирования ассортимента;
- Общая политика ценообразования, принятая в данном магазине.
2. Типовая схема планировки торгового зала – план-схема размещения торгового оборудования в зале с указанием размера торгового зала и оборудования и обозначение расположения товарных групп.
3. Планограммы выкладки товаров (графическое изображение выкладки товара на конкретном торговом оборудовании магазина). Планограмма может быть в виде фотографии, схемы, рисунка.
4. Карта выкладки товара для фирменной секции/на оборудовании поставщика. Торговому оборудованию присваивается номер модуля, оговаривается торговая марка, размещаемая на этом оборудовании, фиксируется тип развески (фиксируемая или плавающая) и представление товара (боковое или фронтальное).
Подробно о том, как подготовить такой документ, читайте в моем материале — «Как разработать Стандарты мерчендайзинга и для чего это нужно?». Если у вас в процессе разработки стандартов возникнут сложности, оставляете комментарии к этой статье, я вам обязательно постараюсь помочь.
Таким образом, после утверждения и принятия Стандартов мерчендайзинга, руководство и сотрудники торговой точки будут действовать, исходя из единой коммерческой политики магазина. Исчезнет двусмысленность и неверная трактовка распоряжений руководства, внутренний облик магазина станет более цельным.
© Е.Шелест
(по материалам книги «Мерчендайзинг» С.Сысоева, Е.Бузукова, ПИТЕР, 2013)