Посетитель Вашего магазина, едва переступив порог, бессознательно формирует образ, представление о торговой точке. Причем, совершенно не важно, первый это его визит, или он ходит в Ваш магазин практически каждый день. Оценивая оформление витрины, предложенный ассортимент и даже чистоту и наличие тележек, покупатель выносит общее впечатление по принципу «нравится/не нравится». Он может говорить или думать: «Здесь приятно», «Нет, не нравится, больше не приду», «Продавщицы хамят», или «Как тут светло и пахнет хлебом».
Складывается это общее впечатление из двух составляющих:
Технологическая составляющая — это физические характеристики и организация торгового процесса в нем. Это то, что можно «пощупать», потрогать, увидеть глазами. Технологическая часть оказывает влияние на разум потребителя.
К технологической части относятся:
- Вызывающая интерес наружная реклама
- Привлекательная вывеска с названием
- Аккуратный фасад магазина и приятное оформление витрин
- Эргономичный, продуманный дизайн интерьера
- Грамотная и удобная для совершения покупок внутренняя планировка
- Подходящее торговое оборудование
- Правильно организованная выкладка товара
- Выгодное освещение
- Информативные этикетки и ценники
- Оригинальные рекламные материалы
- Подходящие музыка, запах и т. д. (об аромамаркетинге читайте ЗДЕСЬ)
Психологическая составляющая — это атмосфера магазина, система отношений всех участников процесса продажи, которая создает определенный настрой внутри магазина. Психологическая составляющая влияет на чувства, настроение покупателя.
К психологической части относятся:
- Внимательность, улыбчивость и отзывчивость торгового персонала
- Умение торгового персонала работать с разными психологическими типами покупателей
- Умение работать с потребностями покупателей, в том числе и не связанными с товаром непосредственно
- Прочие человеческие качества, которые мы так ценим в человеческом общении.
- Умелое сочетание психологической и технологической составляющих приводят к тому, что покупатель не просто совершит покупку, но и выйдет из магазина довольным, а, в идеале, станет вашим постоянным покупателем.
© Е.Шелест
(по материалам книги «Мерчендайзинг» С.Сысоева, Е.Бузукова, ПИТЕР, 2013)