Как разработать Стандарты мерчендайзинга и для чего это нужно?

Я уже рассказывала, что наведение порядка на полках Вашего магазина должно начинаться с подготовки документа, содержащего Стандарты мерчендайзинга, который будет регламентировать все действия с товаром в торговом зале.

МерчендазингДля разработки такого важного документа можно обратиться к профессионалам. Вам предоставят готовый документ, который останется только утвердить и внедрить в магазине. Конечно, это самый простой путь, но не всегда на это можно выделить средства.  К тому же, сторонние специалисты могут не учитывать всей специфики именно Вашей торговой точки.

Создать более персонализированный, индивидуальный документ непосредственно для Вашего магазина вполне под силу Вам самим. К тому же, такой документ, сотворенный Вашими руками, Вы будете ценить больше, и следить за его исполнением Вы тоже будете более тщательно (ведь никто не любит проделывать напрасную работу, не правда ли?).

Для того, чтобы Вы могли приступить к разработке Стандартов мерчендайзинга, в первую очередь нужно прописать

Правила выкладки для Вашего магазина,

а именно, — Ваши требования и рекомендации по следующим критериям:

  1. Наличие товара в зале:
  • приоритетный ассортимент товаров с перечнем
  • минимально допустимое количество фейсингов и запаса по каждому артикулу
  • наиболее выигрышные, приоритетные упаковки или представления товара
  • процент полочного пространства для той или иной группы товаров
  • конкретные места, точки продажи, их размеры, площадь, типы
  • правила ротации товара на полках (фифо или лифо), прочие правила мерчендайзинга
  • как действовать в случае нехватки товара
  1. Расположение товара на стеллажах и полках:
  • Что находится на приоритетных уровнях стеллажей (более дорогой или более оборачиваемый товар)
  • Количество упаковок товара одного артикула (сколько рядов вглубь)
  • Куда выкладывать сезонный, акционный товар
  • Какой товар первый походу движения (дорогой или дешевый, известный или новинка)
  • Последовательность расположения различных артикулов одного бренда
  • Что можно располагать вне стеллажей (на паллетах, дисплеях..)
  • Что считается лицевой стороной товара?
  • Угол размещения товара (желательно с фото или рисунком размещения)
  • Виды выкладки для различных категорий товара, для товаров в одной категории, но разных ценовых сегментов
  • Дополнительные пояснения и комментарии относительно особенностей размещения товара, связанные с конкретным магазином или товаром
  1. Оформление мест продажи товаров:
  • Стандарт оформления и расположения ценников (с приложением  образца ценника, а так же ценников для новинок или распродаж и спецпредложений)
  • Стандарты развески pos-материалов (какие это могут быть posm, как часто их нужно менять, где развешивать)
  • Требования к содержанию и обслуживанию оборудования, стеллажей (чистота, периодичность уборки, профилактики, замены, необходимые действия в случае поломки)
  1. Политика в отношении мерчендайзеров поставщиков:
  • Их полномочия, возможность контроля работы (кто с ними контактирует, какую информацию можно/нельзя им сообщать, какие действия мерчендайзер может делать в магазине со своей продукцией)
  • Частота и регламент посещения (периодичность проверки, регламенты размещения материалов и оборудования)
  • Формы обратной связи и отчетов по своему товару
  • Их участие в акциях и ежедневной работе магазина (их действия во время дегустаций, порядок присутствия, форма одежды, степень участия в разработке акций, порядок согласования)

Как только Вы проделали предварительную работу по описанию Правил вкладки, можно приступать непосредственно к разработке Стандартов мерчендайзинга.

План разработки Стандартов мерчендайзинга:

  1. Провести анализ ассортимента (можно использовать различные методы, наиболее подходящие именно для Вашей товарной специфики, например, АВС-анализ, оборачиваемость, анализ уровня торговой наценки, коэффициенты эффективности использования торговых площадей, оборот/прибыль на м2 торговой площади…)
  2. Определить приоритетные, требующие продвижения  категории, подкатегории товаров, а так же базовые, или менее приоритетные для покупателей
  3. Составить планограмму торгового зала и стеллажей с указанием направления движений покупателей и наиболее интенсивных покупательских потоков
  4. Зафиксировать идеальные примеры выкладок – сфотографировать или оформить в виде перечня и схем
  5. По результатам анализа и с учетом основных правил мерчендайзинга выполнить необходимые изменения в планировке и выкладке
  6. Оценить результаты продаж в течение 3-4 месяцев, если необходимо – скорректировать отдельные моменты
  7. Регламентировать стандарты. То есть фактически описать их на бумаге и внедрить в работу предприятия
  8. Контролировать следование Стандартам. Делать это нужно непосредственно в магазине. Лучший способ для контроля – визуальный, то есть нужно сфотографировать выкладку в торговом зале и сравнить ее с образцовой планограммой. Так же можно сделать формы сверки стандартов с реальным положением дел.

Таким образом, Вы узнали, что самостоятельно разработать и внедрить Стандарты выкладки не так уж и сложно. По крайней мере, изначально Вы можете сделать это своими силами и оценить результат Вашего труда через определенное время. Если положительных сдвигов не будет, то  тогда можно обращаться за помощью к профессионалам.

© Е.Шелест

(по материалам книги «Мерчендайзинг» С.Сысоева, Е.Бузукова, ПИТЕР, 2013)