Я уже рассказывала, что наведение порядка на полках Вашего магазина должно начинаться с подготовки документа, содержащего Стандарты мерчендайзинга, который будет регламентировать все действия с товаром в торговом зале.
Для разработки такого важного документа можно обратиться к профессионалам. Вам предоставят готовый документ, который останется только утвердить и внедрить в магазине. Конечно, это самый простой путь, но не всегда на это можно выделить средства. К тому же, сторонние специалисты могут не учитывать всей специфики именно Вашей торговой точки.
Создать более персонализированный, индивидуальный документ непосредственно для Вашего магазина вполне под силу Вам самим. К тому же, такой документ, сотворенный Вашими руками, Вы будете ценить больше, и следить за его исполнением Вы тоже будете более тщательно (ведь никто не любит проделывать напрасную работу, не правда ли?).
Для того, чтобы Вы могли приступить к разработке Стандартов мерчендайзинга, в первую очередь нужно прописать
Правила выкладки для Вашего магазина,
а именно, — Ваши требования и рекомендации по следующим критериям:
- Наличие товара в зале:
- приоритетный ассортимент товаров с перечнем
- минимально допустимое количество фейсингов и запаса по каждому артикулу
- наиболее выигрышные, приоритетные упаковки или представления товара
- процент полочного пространства для той или иной группы товаров
- конкретные места, точки продажи, их размеры, площадь, типы
- правила ротации товара на полках (фифо или лифо), прочие правила мерчендайзинга
- как действовать в случае нехватки товара
- Расположение товара на стеллажах и полках:
- Что находится на приоритетных уровнях стеллажей (более дорогой или более оборачиваемый товар)
- Количество упаковок товара одного артикула (сколько рядов вглубь)
- Куда выкладывать сезонный, акционный товар
- Какой товар первый походу движения (дорогой или дешевый, известный или новинка)
- Последовательность расположения различных артикулов одного бренда
- Что можно располагать вне стеллажей (на паллетах, дисплеях..)
- Что считается лицевой стороной товара?
- Угол размещения товара (желательно с фото или рисунком размещения)
- Виды выкладки для различных категорий товара, для товаров в одной категории, но разных ценовых сегментов
- Дополнительные пояснения и комментарии относительно особенностей размещения товара, связанные с конкретным магазином или товаром
- Оформление мест продажи товаров:
- Стандарт оформления и расположения ценников (с приложением образца ценника, а так же ценников для новинок или распродаж и спецпредложений)
- Стандарты развески pos-материалов (какие это могут быть posm, как часто их нужно менять, где развешивать)
- Требования к содержанию и обслуживанию оборудования, стеллажей (чистота, периодичность уборки, профилактики, замены, необходимые действия в случае поломки)
- Политика в отношении мерчендайзеров поставщиков:
- Их полномочия, возможность контроля работы (кто с ними контактирует, какую информацию можно/нельзя им сообщать, какие действия мерчендайзер может делать в магазине со своей продукцией)
- Частота и регламент посещения (периодичность проверки, регламенты размещения материалов и оборудования)
- Формы обратной связи и отчетов по своему товару
- Их участие в акциях и ежедневной работе магазина (их действия во время дегустаций, порядок присутствия, форма одежды, степень участия в разработке акций, порядок согласования)
Как только Вы проделали предварительную работу по описанию Правил вкладки, можно приступать непосредственно к разработке Стандартов мерчендайзинга.
План разработки Стандартов мерчендайзинга:
- Провести анализ ассортимента (можно использовать различные методы, наиболее подходящие именно для Вашей товарной специфики, например, АВС-анализ, оборачиваемость, анализ уровня торговой наценки, коэффициенты эффективности использования торговых площадей, оборот/прибыль на м2 торговой площади…)
- Определить приоритетные, требующие продвижения категории, подкатегории товаров, а так же базовые, или менее приоритетные для покупателей
- Составить планограмму торгового зала и стеллажей с указанием направления движений покупателей и наиболее интенсивных покупательских потоков
- Зафиксировать идеальные примеры выкладок – сфотографировать или оформить в виде перечня и схем
- По результатам анализа и с учетом основных правил мерчендайзинга выполнить необходимые изменения в планировке и выкладке
- Оценить результаты продаж в течение 3-4 месяцев, если необходимо – скорректировать отдельные моменты
- Регламентировать стандарты. То есть фактически описать их на бумаге и внедрить в работу предприятия
- Контролировать следование Стандартам. Делать это нужно непосредственно в магазине. Лучший способ для контроля – визуальный, то есть нужно сфотографировать выкладку в торговом зале и сравнить ее с образцовой планограммой. Так же можно сделать формы сверки стандартов с реальным положением дел.
Таким образом, Вы узнали, что самостоятельно разработать и внедрить Стандарты выкладки не так уж и сложно. По крайней мере, изначально Вы можете сделать это своими силами и оценить результат Вашего труда через определенное время. Если положительных сдвигов не будет, то тогда можно обращаться за помощью к профессионалам.
© Е.Шелест
(по материалам книги «Мерчендайзинг» С.Сысоева, Е.Бузукова, ПИТЕР, 2013)